История развития гипноза

Автор: | 29.11.2020
История развития гипноза

В разные периоды нашей истории и истории западной культуры на явления гипноза смотрели по разному.

Явление гипноза было известно в той или иной форме с древних времен, в основном использовалось в древних культурах востока, Индии, Ассирии, Риме, Египте. В древних текстах дошедших до нас говорится о том, что потомки бога Эскулапа – асклиапиды, применяли что-то подобное гипнозу для лечения и для некоторых других целей. Их храмы были переполнены разными больными, которых с помощью блестящих тарелок или кристаллов приводили в состояние глубокого сна. По преданиям, во сне к ним являлся сам бог Асклепий и говорил, что нужно сделать, чтобы вылечиться. Если сновидения были неясными, больного усыпляли повторно. При этом перед усыплением проводились различные ритуалы – молитвы, жертвоприношения животных.

В Египте для усыпления использовали различные блестящие тарелки со знаками, или могли усыпить человека просто заставив его смотреть на каплю чернил. Сейчас ученые уже понимают, что все это было из области гипноза, человека можно ввести в измененное состояние сознания при помощи блестящих предметов или предлагая ему пристально фокусировать внимание на определенном предмете.

Также в древнем Египте применяли и так называемые пассы – поглаживания руками для лечения больных и страждущих. Древние евреи также знали о явлении гипноза, называли это состоянием, когда человек вроде спит и не спит, но при этом может отвечать на вопросы.

Гипноз был известен и древним индусам, которые тоже сделали немало для всей культуры восточных народов. Известно, что индусы могли погружаться в своеобразное состояние нирваны, то есть исчезновения, потухания.  Это достигалось путем длительного созерцания кончика носа, что, наверно, можно отнести к своеобразной медитации. Также проделывали и другие фокусы, например могли зависать в воздухе, демонстрировали не чувствительность к боли. Во всем этом присутствует элемент самовнушения. В примерно такое же состояние могли вводить себя древние друиды и альруны, слушая шум деревьев или журчание ручья. Шаманы (сибирские колдуны) и дервиши приводили себя в такое состояние быстрым кружением и могли потом тоже проделывать разные фокусы. Мусульманские колдуны и прорицатели в Алжире доводили себя до такого состояния громкими криками и громкой музыкой. При этом они тоже проявляли явление анальгезии – нечувствительность к боли.

В разных странах востока, Индии, Ассирии, технику гипноза широко применяли в религиях, для усиления влияния на массы. Священником к примеру мог стать только тот кто хорошо владел техникой гипноза.

В древнем Риме также знали, что человека можно усыпить прикосновением руки при этом сопровождающиеся заклинаниями. В 319 – 272 гг. до нашей эры царь Эпира мог лечить людей только одним лишь прикосновением ноги, которое, скорее всего, также сопровождалось словесным внушением. Римский писатель Апулей говорил, что человека можно так усыпить заклинаниями прикосновением и запахом, что он мог потом предсказывать будущее, чего не мог сделать в обычном состоянии.

До наших дней дошли свидетельства, что в первом веке до нашей эры двум больным – слепому и парализованному, во сне явился бог Серапис и сказал, что они могут быть вылечены прикосновением императора. По преданию император Веспасиас помазал глаза слюной слепому и тот прозрел, прикоснулся к парализованному и тот выздоровел. Также приписывали целительную силу норвежскому королю Олафу второму. Короли Англии и Франции одним прикосновением лечили зоб. Когда король Англии Вильгельм третий Оранский не захотел лечить людей прикосновением, это вызвало большое недовольство со стороны общества.

Скорее всего древние индусы, египтяне, римляне, ассирийцы унаследовали техники гипноза от предшественников, еще более древних цивилизаций.

Например древние ученые Аристотель и Гераклит Эфесский более менее здраво относились к явлениям предвидения и прорицания, они это связывали прежде всего не с божьим даром, а просто с болезненными состояниями сознания.

В то давнее время наука только зарождалась и людям ничего не оставалось, как верить в разные чудеса, не находя реальных объяснений тем или иным явлениям. Долгое время держалась вера в магические, чудесные исцеления. И хотя наука со временем прогрессировала, все же на протяжении многих столетий оставалась вера в сверхъестественные, непонятные силы. Умственное и нравственное рабство опиралось на страх и невежество.

Магнитно-флюидная теория


В средних веках знаний о гипнозе было очень мало и они не расширялись. Но по прошествии средних веков знаний о гипнотических явлениях становилось постепенно все больше, прежде всего этому способствовала астрология и знания о магнетизме. Так возникла магнитно-флюидная теория.

Начало магнитно-флюидной теории положил врач Парацельс, в своих трудах он первый раз употребил термин «магнетизм». По его мнению в мире находиться большое количество магнетической силы, которая переносится с других планет и также находится и в теле человека. Люди получают питание не только с едой, водой и воздухом, но также и магнетической силой, которая рассеяна в природе. Также он говорил о том, что между людьми и планетами существует взаимное притяжение. Также как и между людьми есть взаимное влияние, люди могут влиять друг на друга свое волей, бороться и подчинять волю более слабого.

Идеи Парацельса распространились в Англии и Германии. Van Helmont (1577 – 1644) называл влияние тел друг на друга – магнетизмом влияния. Он считал, что у человека, как и у Земли тоже два полюса, и люди могут притягиваться или отталкиваться на расстоянии в зависимости от того каким магнетизмом они заряжены – положительным или отрицательным. При этом проводником этих магнетических сил является эфироподобный дух, который пронизывает все тела и двигает мировые массы.

В 18 веке швабский священник Gassner, приобрел репутацию волшебника, благодаря своей способности с помощью заклинаний изгонять злых духов и таким образом излечивать болезни. Он с большим успехом мог убирать такие симптомы, как параличи, различные боли, и другие внушенные болезни.

Теория о животном магнетизма А. Месмера


Теория о магнетизме также составила основу учения А. Месмера о животном магнетизме. Месмер говорил о том, что магнетическая сила пронизывает все сущее – планеты, людей, животных, растения, она находиться везде и благодаря ей обеспечивается взаимодействие между телами. Из-за сходства с действием магнита он назвал эту космическую силу животным магнетизмом, как бы, в противовес минеральному магнетизму. Месмер говорил, что лечебный эффект может быть достигнут и без магнитов, просто прикосновением рук, исходя из этого он пришел к выводу, что магниты являются только передатчиками какого-то особого флюида, который идет из тела человека.

После чего он начал лечить плавными ритмичными поглаживаниями – пассами, по направлению от головы к ногам. Позже он писал, что можно намагничивать неодушевленные предметы, после чего они становятся лечебными.

Месмер начал лечить людей своим методом животного магнетизма или как еще его называли «месмеризма». Он брал железные бочки, наполнял их железными опилками или битым стеклом, намагничивал их своим методом, В бочку втыкал железные прутья. Пациенты должны были брать в руки эти прутья, после чего Месмер дотрагивался железным прутом до пораженного участка тела пациента. Сеансы проходили под музыку. Одни пациенты ничего не чувствовали, другие чувствовали легкие боли, местную теплоту или общий жар, начинали смеяться, плакать, стучать ногами. Сеанс мог продолжаться около трех часов, после чего пациенты уставали и погружались в легкий сон, но при этом подчинялись голосу гипнотезера.

Некоторых особо внушаемых Месмер мог усыпить несколькими поглаживаниями или просто взглядом. После сеанса многие пациенты исцелялись. Но скоро против лечения Месмера выступили парижские врачи, объявив его метод вредным для здоровья, объяснив при этом положительные результаты выдумкой и воображением легковерных людей.

В начале 19 века многие ученые скептики отрицали, что существует какой-то магнитный флюид. А положительное влияние на организм объясняли истерической раздражительностью, действием больного воображения, экстазом. Гипнотизм считали фокусом и даже явлением близком к сумашествию. Было мнение, что гипнотизм слишком близко стоит к тайным наукам, оккультизму, и ученым заниматься такими вещами не позволительно.

Гипноз J. Braid


Во второй половине 19 века за изучение гипноза взялся хирург из Манчестера  — J. Braid, Он старался установить какие особенности организма способствуют развитию гипнотических состояний. Он предположил, что за это отвечают ганглиозные клетки, и старался выяснить какие еще отделы мозга ответственны за гипнотическое состояние. Но дело не пошло дальше некоторых гипотез. J. Braid освоил метод усыпления с помощью блестящего предмета, на который нужно было смотреть с напряженным вниманием. Это стало основой субъективной теории J. Braid, о том, что нет никакого магнетического влияния гипнотезера.

Ученые A. Karpenter и S. Simpson, признали некоторые работы J. Braid . Но главную роль в изучении теории гипноза сыграла книга A. Liebeault в 1891 г. По его мнению гипноз – это искусственный сон, вызванный внушением, это нормальное состояние, не связанное с болезнью. Но последующие эксперименты, которые проводились по большому счету над истерическими больными привели ученых к заключению, что гипнотический сон – это явление ненормальное, что это искусственный невроз наподобие истерии. Конечно, это была ошибочная точка зрения.

Развитие гипноза в России


Развитие гипноза в Киевской Руси происходило на самобытной основе и было связано со всей предшествующей историей восточных славян. В русском государстве к явлениям гипноза можно было отнести такие народные методы лечения, как молитвы, лечение словом, лечение отваром зелья. Также существовали и более мистические методы – заклинания против злых духов и порчи и т.д. Но некоторые из этих древних, народных методов впоследствии вошли в научную медицину и получили уже название гипноза и внушения. Сейчас очевидно, что различные мистические методы лечения – заговоры и заклинания основаны на словесном внушении.

Особенно интересно было узнать взгляды некоторых философов Киево-Могилянской академии, на вопросы о психологии физиологии И. Поповского, И. Гизеля, И. Кроковского и др. (17-18 века). Например, в 1645 г. И. Гизель трактовал сновидения с материалистической точки зрения, подходил к этому с критическим отношением и здравым смыслом, без предрассудков.

Также распространением учения о гипнозе в России и на Украине занимался известный врач и философ Д. М. Кавунник. Он переводил иностранные книги по гипнотизму и писал свои труды.

Но надо сказать, что настоящее изучение проблемы гипноза в России началось в 70-х годах 19 века. Темой гипноза серьезно занимался харьковский физиолог В. Я Данилевский. Он проводил эксперименты на разных животных. По его мнению гипноз – это рефлекторно-эмоциональное торможение воли и мышления. Он также занимался изучением гипноза человека и животных с точки зрения эволюции. В это же время появляются многочисленные труды по теме гипноза у разных авторов – А. Гиляров, Л. Стемб, Б. Бродовский, К. Кудрявцев и др.

Публикует свои работы по внушению и гипнозу А. А Токарский – сотрудник клиники Корсакова, в которых уже можно заметить некоторые моменты из идей И. М. Сеченова. Токарский пишет о «роковой зависимости» психических реакций от воздействия факторов окружающей среды и рассматривает это как ответные рефлексы.

Гипноз по В. М. Бехтереву

В. М. Бехтерев писал, что гипноз —  это особое состояние видоизмененного естественного сна, то есть это не патологическое явление. Состояние гипноза может быть получено при воздействии как на психику, так и на тело, как у людей, так и у животных. Доклады и лекции, книги и статьи Бехтерева о внушении и гипнозе, в том числе в обычной жизни, способствовали развитию правильных взглядов на это явление. Бехтерев был первым кто предложил условно-рефлекторный метод лечения психоневрологических пациентов. В 1914 этот метод был предложен для лечения алкоголизма.

В советское время многие авторы занимались изучением гипноза, им принадлежит авторство многих клинических и экспериментальных работ. К. И. Платонов, В. Н. Мясищев, Ф. П. Майоров, В. В. Срезневский и др.

В последнее время появилось много работ и зарубежных авторов. F. Cooper, A. Erickson, A. Herman, V. Pelt и др.

Гипноз по Ф. Энгельсу

Также большой вклад в понимание процессов гипноза внесла книга Ф. Энгельса «Естествознание в мире духов». Автор дает оригинальное объяснение явлений гипноза и критически относится к ученым, которые с помощью естествознания привносят в науку идеи фидеизма и идеализма.

Ф. Энгельс в своей книге пишет о том, как ставили эксперимент над одним мальчишкой. Пристальным взглядом и поглаживаниями его можно было легко ввести в состояние гипноза, при этом можно было заметить, что коченеют мускулы тела, теряется чувствительность, появляется пассивность воли. Когда его выводили из состояния гипноза каким-нибудь внешним раздражителем, он становился еще более подвижным и шустрым. Энгельс при этом отрицал какую-либо таинственную связь оператора с пациентом, по его словам любой человек мог точно также управлять гипнотиком.

Энгельс также пишет о том, что было достаточно легко заставить работать галлевские органы черепа и они пошли намного дальше. Они могли располагать эти органы по всему телу. Менять их местами и воспроизводить много разных других органов в теле. Например органы пения, опьянения, курения, танцевания и др. Пациент мог опьянеть от воды, а можно было найти у него в пальце ноги орган опьянения и коснувшись его вызвать опьянение. Но, конечно, никакой внушенный орган не существовал и не работал до тех пор пока пациенту не давали понять, чего от него хотят.

Дальше описываются внушения после гипноза и двойная память гипнотиков, отрицание какой-либо сверхъестественности гипноза.  У гипнотика сохранялось две памяти – одна для обычной жизни, вторая для состояния гипноза. Все внушенные органы оставались во второй памяти и при последующих усыплениях их можно было задействовать. Их также можно было изменять.

Если рассматривать пассивность воли пациента и подчинение ее воле оператора, то в этом нет ничего чудесного, если учитывать, что состояние гипноза начинается с подчинении воли пациента воле оператора и если пациент не подчиняется то ничего не выйдет.